Игра «Дорога домой»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в изолированной позиции; развивать тактильные ощущения, формировать представления о простейших действиях (надавливание).
Оборудование: картинки с изображением самолёта, жука, мышки, стрекозы и их домиков, дорога к домику из шнурков разных цветов в виде спирали.
Инструкция:
Вариант1. Помоги самолёту добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [с].
Вариант 2. Помоги мышке добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [ш].
Вариант 3. Помоги стрекозе добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [з].
Вариант 4. Помоги жуку добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [ж].
Игра «Волшебные дорожки»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в изолированной позиции; формировать представления о простейших действиях (надавливание, поглаживание, ощупывание), развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки с изображением дорожек из бусинок, разных по цвету и величине.
Инструкция:
Вариант 1. Помоги чайнику громко посвистеть. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и произноси звук [с].
Вариант 2. Помоги мышке найти свою норку. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и произноси звук [ш].
Вариант 3. Сделай так, чтобы пила нашла ветку, которую нужно спилить. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и произноси звук [з].
Вариант 4. Помоги пчёлке найти свой цветочек. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и произноси звук [ж].
Игра «Весёлые снежинки»
Задачи: автоматизировать звук [с] в изолированной позиции; формировать способность к усвоению сенсорных талонов цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинка серебристого цвета, имитирующая снежную полянку, со вставленными нитями, на одном из концов которых прикреплены картинки – снежинки (в одном углу картинки приклеен кусочек фетра или фоамирана разных цветов).
Инструкция: Давай превратимся в ветерок и подуем на снежинки, чтобы они взлетели вверх. Тяни картинку со снежинкой вверх и произноси звук [с].
Игра «Воздушные шарики»
Задачи: автоматизировать звук [ш] в изолированной позиции, формировать способность к усвоению сенсорных талонов цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинка зелёного цвета, имитирующая травку, со вставленными нитями, на одном из концов которых прикреплены картинки - воздушные шарики (в одном углу картинки приклеен кусочек фетра или фоамирана разных цветов).
Инструкция: Шарик лопнул. Покажи, как из него выходит воздух. Тяни картинку с шариком вверх и произноси звук [ш].
Игра «Вредные мухи»
Задачи: автоматизировать звук [з] в изолированной позиции; формировать способность к усвоению сенсорных талонов цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинка синего цвета, имитирующая поднос, с пирожными, внутри которых вставлены нити с прикреплёнными картинками-мухами (в одном углу картинки приклеен кусочек фетра или фоамирана разных цветов).
Инструкция: Помоги прогнать вредных мух с пирожных. Тяни картинку с мухой вверх и произноси звук [з].
Игра «Божьи коровки»
Задачи: автоматизировать звук [ж] в изолированной позиции; формировать способность к усвоению сенсорных талонов цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинка зелёного цвета, имитирующая полянку с цветами, внутри каждого цветка через сердцевину вставлены нити с прикреплёнными картинками-божьими коровками (в одном углу картинки приклеен кусочек фетра или фоамирана разных цветов).
Инструкция: Помоги божьей коровке взлететь. Тяни картинку с жучком вверх и произноси звук [ж].
Игра «Песенки»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в изолированной позиции; формировать представления о различных материалах.
Оборудование: картинки с изображением пчёлок, ветерков, комариков, змеек (в одном углу картинок прикреплены разные на ощупь поверхности).
Инструкция:
Вариант 1. Давай петь песенку вместе с ветерками. Дотрагивайся пальчиком к уголочку каждой маленькой картинки и произноси звук [с].
Вариант 2. Давай петь песенку вместе со змейками. Дотрагивайся пальчиком к уголочку каждой маленькой картинки и произноси звук [ш].
Вариант 3. Давай петь песенку вместе с комариками. Дотрагивайся пальчиком к уголочку каждой маленькой картинки и произноси звук [з].
Вариант 4. Давай петь песенку вместе с пчёлками. Дотрагивайся пальчиком к уголочку каждой маленькой картинки и произноси звук [ж].
Игра «Пальчик, привет»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в изолированной позиции; формировать сенсорный анализ, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: разноцветные чехлы для пальчиков.
Инструкция:
Вариант 1. Давай оденем на все пальчики разноцветные «шапочки». А теперь все пальчики в «шапочках» по очереди будут здороваться с большим пальчиком и свистеть, как я: с-с-с.
Вариант 2. Давай оденем на все пальчики разноцветные «шапочки». А теперь все пальчики в «шапочках» по очереди будут здороваться с большим пальчиком и шипеть, как я: ш-ш-ш.
Вариант 3. Давай оденем на все пальчики разноцветные «шапочки». А теперь все пальчики в «шапочках» по очереди будут здороваться с большим пальчиком и звенеть, как я: з-з-з.
Вариант 4. Давай оденем на все пальчики разноцветные «шапочки». А теперь все пальчики в «шапочках» по очереди будут здороваться с большим пальчиком и жужжать, как я: ж-ж-ж.
Игра «Давай послушаем»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в изолированной позиции, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: картинки с дорожкой из круп между взрослыми героями (мамой-змеёй, мамой-снежинкой, мамой-стрекозой, мамой-пчелой) и их детьми (маленькими змейками, маленькими стрекозами, маленькими снежинками, маленькими пчёлками).
Инструкция:
Вариант 1. Давай послушаем разговор мамы-снежинки и её маленьких детишек. А разговаривают они вот так: с-с-с. Веди пальчиком по дорожке и свисти, как снежинки: с-с-с.
Вариант 2. Давай послушаем разговор мамы-змеи и её маленьких детишек. А разговаривают они вот так: ш-ш-ш. Веди пальчиком по дорожке и шипи, как змейки: ш-ш-ш.
Вариант 3. Давай послушаем разговор мамы-стрекозы и её маленьких детишек. А разговаривают они вот так: з-з-з. Веди пальчиком по дорожке и звени, как стрекозы: з-з-з.
Вариант 4. Давай послушаем разговор мамы-пчелы и её маленьких детишек. А разговаривают они вот так: ж-ж-ж. Веди пальчиком по дорожке и жужжи, как пчёлки: ж-ж-ж.
Игра «Помоги малышам найти маму»
Задачи: автоматизировать звук [с], [з], [ш], [ж] в прямых (обратных) слогах, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: картинки с дорожкой из круп между взрослыми героями (мамой-змеёй, мамой-снежинкой, мамой-стрекозой, мамой-пчелой) и их детьми (маленькими змейками, маленькими стрекозами, маленькими снежинками, маленькими пчёлками).
Инструкция:
Вариант 1. Помоги маленьким снежинкам найти маму-снежинку. Веди пальчиками по дорожке и произноси слоги са-са-са (ас-ас-ас).
Вариант 2. Помоги маленьким змейкам найти маму-змею. Веди пальчиками по дорожке и произноси слоги ша-ша-ша (аш-аш-ащ).
Вариант 3. Помоги маленьким стрекозам найти маму-стрекозу. Веди пальчиками по дорожке и произноси слоги за-за-за.
Вариант 4. Помоги маленьким пчёлкам найти маму-пчелу. Веди пальчиками по дорожке и произноси слоги жа-жа-жа.
Игра «В гости к солнышку»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в прямых (обратных) слогах; формировать сенсорный анализ.
Оборудование: разноцветные чехлы для пальчиков, разноцветные атласные ленты с солнышком и героями: божьей коровкой, тучкой, змейкой, стрекозой, пчелой, жуком.
Инструкция:
Вариант 1. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе с тучкой. Возьми такого же цвета чехлы, одень их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе с ветерком: сы-сы-сы (ыс-ыс-ыс).
Вариант 2. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе со змейкой. Возьми такого же цвета чехлы, одень их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе со змейкой: ши-ши-ши (иш-иш-иш).
Вариант 3. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе со стрекозой. Возьми такого же цвета чехлы, одень их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе со стрекозой: зы-зы-зы.
Вариант 4. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе с божьей коровкой. Возьми такого же цвета чехлы, одень их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе с божьей коровкой: жу-жу-жу.
Вариант 5. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе с пчёлкой. Возьми такого же цвета чехлы, давай оденем их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе с божьей коровкой: шу-шу-шу (уш-уш-уш).
Вариант 6. Посмотри, какого цвета лежит перед тобой дорожка, по которой ты будешь шагать в гости к солнышку вместе с божьей коровкой. Возьми такого же цвета чехлы, давай оденем их на указательный и средний пальчики, «шагай» пальчиками в чехлах по дорожке и пой песенку вместе с божьей коровкой: жу-жу-жу.
Игра «Весёлые ладошки»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в прямых (обратных) слогах; развивать умение употреблять слова, обозначающие качества и свойства предметов, формировать способность к усвоению сенсорных эталонов цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки с разноцветными ладошками из фетра и фоамирана.
Инструкция:
Вариант 1. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги сэ-сэ-сэ (эс-эс-эс). А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги сэ-сэ-сэ (эс-эс-эс).
Вариант 2. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ше-ше-ше (еш-еш-еш). А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ше-ше-ше (еш-еш-еш).
Вариант 3. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги зэ-зэ-зэ. А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги зэ-зэ-зэ.
Вариант 4. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги же-же-же. А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги же-же-же.
Игра «Эхо»
Задачи: автоматизировать звук [с], [з], [ш], [ж] в слогах в прямых (обратных) слогах; формировать представления о простейших действиях (надавливание, поглаживание, ощупывание), развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки с изображением дорожек из разноцветных бусинок.
Инструкция:
Вариант 1. Давай превратимся в эхо чайника Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и повторяй слоги со звуком [с]: са-са-са (ас-ас-ас), сы-сы-сы (ыс-ыс-ыс), сэ-сэ-сэ (эс-эс-эс), со-со-со (ос-ос-ос), су-су-су (ус-ус-ус).
Вариант 2. Давай превратимся в эхо мышек. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и повторяй слоги со звуком [ш]: ша-ша-ша (аш-аш-аш), ши-ши-ши (иш-иш-иш), ше-ше-ше (еш-еш-еш), шо-шо-шо (ош-ош-ош), шу-шу-шу (уш-уш-уш).
Вариант 3. Давай превратимся в эхо пилы. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и повторяй слоги со звуком [з]: за-за-за, зы-зы-зы, зэ-зэ-зэ, зо-зо-зо, зу-зу-зу.
Вариант 4. Давай превратимся в эхо пчёлок. Дотрагивайся пальчиком к каждой бусинке и повторяй слоги со звуком [ж]: жа-жа-жа, жи-жи-жи, же-же-же, жо-жо-жо, жу-жу-жу.
Игра «Песенки ручейков»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в прямых (обратных) слогах; формировать способность к усвоению сенсорных эталонов цвета, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: карточки с изображением букв с, ш, з, ж в центре, в разные стороны от неё приклеены «дорожки» из разноцветной фактурной тесьмы, которые ведут к изображениям гласных букв.
Инструкция:
Вариант 1. Веди пальчиком по «дорожкам» и повторяй за мной песенки ручейков: са-са-са (ас-ас-ас), сы-сы-сы (ыс-ыс-ыс), сэ-сэ-сэ (эс-эс-эс), со-со-со (ос-ос-ос), су-су-су (ус-ус-ус).
Вариант 2. Веди пальчиком по «дорожкам» и повторяй за мной песенки ручейков: ша-ша-ша (аш-аш-аш), ши-ши-ши (иш-иш-иш), ше-ше-ше (эш-эш-эс), шо-шо-шо (ош-ош-ош), шу-шу-шу (уш-уш-уш).
Вариант 3. Веди пальчиком по «дорожкам» и повторяй за мной песенки ручейков: за-за-за, зы-зы-зы, зэ-зэ-зэ, зо-зо-зо, зу-зу-зу.
Вариант 4. Веди пальчиком по «дорожкам» и повторяй за мной песенки ручейков: жа-жа-жа, жи-жи-жи, же-же-же, жу-жу-жу.
Игра «Разговор ручейков»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в слогах, словах; формировать способность к усвоению сенсорных эталонов цвета, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: карточки с изображением автоматизируемого звука ([с], [з], [ш], [ж]) в центре, в разные стороны от него приклеены «ручейки» из разноцветной фактурной тесьмы, ведущие к картинкам.
Инструкция:
Вариант 1. Веди пальчиком по «ручейкам» и повторяй за мной слоги и слова: са-са-са - оса, са-са-са – лиса, сы-сы-сы - часы, сы-сы-сы – усы, со-со-со - колесо.
Вариант 2. Веди пальчиком по «ручейкам» и повторяй за мной слоги и слова: ша-ша-ша - каша, ша-ша-ша - Маша, ши-ши-ши - камыши, ши-ши-ши – карандаши, ши-ши-ши – мыши.
Вариант 3. Веди пальчиком по «ручейкам» и повторяй за мной слоги и слова: за-за-за – медуза, за-за-за – мимоза, зы-зы-зы – тазы, зы-зы-зы – козы, зэ-зэ-зэ – безе.
Вариант 4. Веди пальчиком по «ручейкам» и повторяй за мной слоги и слова: жи-жи-жи – ножи, жи-жи-жи – лыжи, жи-жи-жи – ежи, жи-жи-жи – ужи, жи-жи-жи – моржи
Игра «Доскажи словечко»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; формировать способность к усвоению сенсорных эталонов цвета, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: карточки с автоматизируемым звуком ([с], [з], [ш], [ж]) в центре, в разные стороны от него приклеены «ручейки» из разноцветной фактурной тесьмы, ведущие к картинкам.
Инструкция:
Вариант 1. Я буду говорить начало предложения, а ты веди пальчиком по цветным «дорожкам» и добавляй слово в конце, которое я не сказала:
са-са-са – улетает в сад … (оса)
са-са-са – убегает в лес … (лиса)
сы-сы-сы – вот настенные … (часы)
сы-сы-сы – а у деда есть …(усы)
со-со-со- покатилось … (колесо)
Вариант 2. Я буду говорить начало предложения, а ты веди пальчиком по цветным «дорожкам» и добавляй слово в конце, которое я не сказала:
ша-ша-ша – вот и …(каша) вся
ша-ша-ша – наша … (Маша) хороша
ши-ши-ши – зашумели … (камыши)
ши-ши-ши – у меня … (карандаши)
ши-ши-ши – вот весёленькие … (мыши)
Вариант 3. Я буду говорить начало предложения, а ты веди пальчиком по цветным «дорожкам» и добавляй слово в конце, которое я не сказала:
за-за-за – вот плывёт … (медуза)
за-за-за – зацвела мимоза
зы-зы-зы- на полу стоят тазы
зы-зы-зы – день рожденья у козы
з-зэ-зэ- в магазине есть безе
Вариант 4. Я буду говорить начало предложения, а ты веди пальчиком по цветным «дорожкам» и добавляй слово в конце, которое я не сказала:
жи-жи-жи – в реке плавают ужи
жи-жи-жи – в лесу живут ежи
жи-жи-жи – на столе лежат ножи
жи-жи-жи – вот новенькие лыжи
жи-жи-жи – на снегу лежат моржи
Игра «Укрась коврик»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; развивать мелкую моторики рук, формировать представления о простейших действия, формировать сенсорный анализ.
Оборудование: игровое поле, прищепки, карточки с картинками (со звуками [с], [з], [ш], [ж] в начале, в середине, в конце слова).
Инструкция: Перед тобой лежит коврик. Но он некрасивый. Его нужно обязательно украсить. Бери по очереди карточки из стопки. Называй, что на каждой карточке нарисовано. Прикрепляй карточку с помощью прищепки к коврику. Будь внимательным! Цвет прищепки должен быть таким же, как и цвет на коврике.
Игра «Почини забор»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; развивать мелкую моторику рук, формировать представления о простейших действиях, формировать сенсорный анализ.
Оборудование: домики красного, жёлтого, синего, зелёного цвета с забором, прищепки, полоски-«досочки» (из бархатной и гладкой бумаги), на обратной стороне которых находятся картинки со звуками [с], [з], [ш], [ж] в начале, в середине, в конце слова.
Инструкция: Перед тобой стоит домик с забором. Но случилась неприятность: забор сломался. Тебе нужно его починить. Для ремонта используй вот эти «досочки». Бери «досочку», называй, что на ней нарисовано на обратной стороне и прикрепляй её с помощью прищепки к забору. Будь внимательным! Цвет прищепки должен быть таким же, как и цвет забора с домиком.
Игра «Кто живёт в домике?»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; формировать сенсорный анализ, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: домики красного, жёлтого, синего, зелёного цвета с пустым окошком, карточки- «окошки» (из бархатной и гладкой бумаги), на обратной стороне которых находятся картинки со звуками [с], [з], [ш], [ж] в начале, в середине, в конце слова.
Инструкция: Перед тобой лежит домик. Но случилась неприятность: все жители этого домика перепутались с жителями других домиков. Тебе нужно им помочь вернуться домой. Для этого найди «окошки» такого же цвета, как и домик, и называй, что на них нарисовано на обратной стороне.
Игра «Помоги поросёнку собрать шарики»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; развивать умение употреблять слова, обозначающие качества и свойства предметов, формировать сенсорный анализ.
Оборудование: картинка с поросёнком, который держит в руке воздушные шары (разного цвета и разные на ощупь), картинка с поросёнком, который держит в руке только нитки, набор картинок-шариков, на обратной стороне которых расположены изображения предметов со звуками [с], [з], [ш], [ж].
Инструкция: Перед тобой лежит картинка с поросёнком, который держит в руках разноцветные шарики. Но случилась беда: подул сильный ветер и поросёнок потерял все свои шарики. Давай поможем ему их собрать. Бери воздушный шарик, называй предмет, который нарисован на обратной стороне, и возвращай его поросёнку. Будь внимательным! Нужно наложить шары в том же порядке, как и на образце.
Игра «Лабиринт»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах (в начале, в середине и в конце слова); формировать способность к усвоению сенсорных талонов цвета, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: карточки с картинками и «дорожками» между ними из фактурной цветной ленты.
Инструкция:
Веди пальчиком по дорожке лабиринта и называй картинки, которые встретятся на твоём пути.
Игра «Весёлые пальчики»
Задачи: автоматизировать звуки [с], [з], [ш], [ж] в словах; развивать тактильные ощущения, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки с разноцветными ладошками из фетра и фоамирана.
Инструкция:
Вариант 1. Приложи свою ладошку к мягкой ладошке (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [с], которые произносят «весёлые пальчики»: сад, сын, сумка, сок; лесок, косынка, посуда, оса; нос, ананас, кокос, кактус и др. А теперь приложи свою ладошку к шершавой ладошке (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [с], которые произносят «весёлые пальчики» этой ладошки: сани, сыр, судно, сом; коса, поясок, пасут, носы и др.
Вариант 2. Приложи свою ладошку к мягкой ладошке (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [ш], которые произносят «весёлые пальчики»: шапка, шуба, шёл, шум; мешок, мышата, пиши, мишутка; мышь, камыш, финиш, душ и др. А теперь приложи свою ладошку к шершавой ладошке (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [ш], которые произносят «весёлые пальчики» этой ладошки: шипы, шуметь, шёпот, шайба; пушок, большая, петушок, пушинка; ландыш, тушь, душ и др.
Вариант 3. Приложи свою ладошку к мягкой ладошке (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [з], которые произносят «весёлые пальчики»: зайка, замок, забор, зонтик, зубы; козы, возы, мимоза, заноза, егоза и др. А теперь приложи свою ладошку к шершавой ладошке (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [з], которые произносят «весёлые пальчики» этой ладошки: завод, забота, забодать; зубр, зубец, зубчик; ваза, назад, лоза, берёза и др.
Вариант 4. Приложи свою ладошку к мягкой ладошке (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [ж], которые произносят «весёлые пальчики»: живот, жаба, жук, жёлтый; лужок, пижама, мажу, ножик и др. А теперь приложи свою ладошку к шершавой ладошке (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и повторяй за мной слова со звуком [ж], которые произносят «весёлые пальчики» этой ладошки: жакет, жадина, кожа, ежата, жёлудь, ожог, утюжок, жучок, мажу, лежу, жито, ужин, лужи и др.